Руководителя предприятия всегда интересует вопрос: как будет изменятся масса прибыли в зависимости от изменения выручки. Установлено, что процент роста прибыли выше, чем выручки. Это явление в теории получило название операционного (производственного) рычага, которое объясняется непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результаты финансово-экономической деятельности (на прибыль).
Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:
F = , (15)
гдеF - сила воздействия операционного рычага,
М в - валовая маржа (М в = М+И пост), руб.,
М - прибыль, руб.
Рассмотрим это на вышеприведенном примере. В нашем случае сила воздействия операционного рычага согласно формуле (15) будет равна:
= 7,7
Это означает, что каждый процент изменения выручки вызывает 7,7% изменения прибыли. Например, при увеличении выручки на 10% прибыль хлебозавода возрастает на 10% х 7,7 = 77%. Это подтверждается следующим расчетом: выручка от реализации (586 млн руб.) увеличилась на 10%, что составило 586 х 1,1 = 644,6 млн руб. Валовая маржа (В р - И пер) равна: 644,6 - 492,8 = 151,8 млн руб. (где 492,8 = 448 х 1,1). Это означает, что прибыль увеличилась на 133,8 млн руб. (151,8 - 18), или на 77%.
При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что если порог рентабельности пройден и доля постоянных затрат в сумме общих затрат снижается, то сила воздействия операционного рычага уменьшается. И наоборот, при повышении удельного веса постоянных затрат действие производственного рычага возрастает.
Когда выручка от реализации снижается, сила операционного рычага возрастает. Так, уменьшение выручки от реализации на 5% приведет к очень большому падению прибыли на хлебозаводе: 5% х 7,7 = 38,5%. Прибыль в этом случае составит 11,3 млн руб.: 18 - (37 х 18) : 100 = 11,3 млн руб.
3. Практикующее упражнение
Анализ использования фонда рабочего времени заключается в выявлении величины потерь и непроизводительных простоев. На СРЗ важное значение приобретает сокращение целодневных и внутрисменных простоев.
Трудоемкость - измеряемое в нормо - часах количество труда, которое необходимо затратить станочнику для выполнения определенного вида труда.
Исходные данные:
Продолжительность рабочего дня в механическом цехе СРЗ равна 8 часов (480 минут), потери рабочего времени за смену в базисном периоде составили 25 минут, затраты на выпуск единицы продукции 15 - минут.
Требуется определить:
На сколько увеличится выработка в плановом периоде, если в результате внедрения мероприятий намечено ликвидировать потери рабочего времени и снизить трудоемкость на единицу продукции на 2 минуты.
Практическое занятие №3.
1. Опрос по темам:
Тема 5. Обеспечение судоремонтного предприятия оборотными средствами
5.1. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств
5.2. Нормирование оборотных средств
5.3. Организация материально-технического снабжения
5.4. Управление запасами
Тема 6. Управление судоремонтным предприятием – важнейшее условие обеспечение роста его экономики
6.1. Сущность, виды управления и его функции
6.2. Организационные структуры управления
6.3. Принятие управленческих решений
6.4. Основные направления совершенствования управления
6.5. Информационные технологии в управлении судоремонтным предприятием
2. Предметная часть:
1.5. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуре затрат
В основе этого метода лежит расчет объема реализации, которых должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).
Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяются по формуле:
М о
=
:Ц,
(16)
Если изменяются переменные затраты, то расчет производится последующей формуле:
М о
=
:Ц,
(17)
Если изменяетсяцена, то расчет осуществляется по такой формуле:
М о
=
:Ц
п
,
(18)
где М вн - новая валовая маржа, руб.,
М о - желаемая прибыль, руб..
а п - исходный процент валовой маржи к выручке от реализации,
М ви - исходная валовая маржа, руб.,
а н - новый процент валовой маржи к выручке от реализации.
Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, которыйимеет следующие показатели:
Годовое производство батонов – 100 000 шт.;
Цена одного батона - 2 860 руб./шт.;
Средние переменные расходы - 1 800 руб./шт.
При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеетследующие показатели:
Выручка от реализации (2 860 х 100 000) = 286 млн руб.;
Переменные расходы (1 800 х 100 000) = 180 млн руб.;
Валовая маржа =106 млн руб.;
Постоянные расходы = 53 млн руб.
Прибыль равна 53 млн руб.
Допустим цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать: как измениться величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.
Итак: новая цена (2860 + 286) = 3146 руб./шт.;
новая выручка 3146 руб./шт. х 100%;
переменные расходы (1800 х 100) = 180 млн руб., или 57%;
валовая маржа 134,6 млн руб., или 43%;
постоянные расходы 53 млн руб., или 17%.
Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26%.
Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (45) составит:
: 3146 = 79,8 тыс.шт.
Все это можно оформить так, как показано в табл. 6.
Таблица 6. Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%
Показатели |
Первоначальный объем, 100 000 шт. | |||
Выручка от реализации | ||||
Переменные расходы | ||||
Валовая маржа | ||||
Постоянные расходы | ||||
Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).
Что же
произойдет с показателями при изменении
структуры затрат? Допустим, хлебозаводу
в результате модернизации удалось
снизить постоянные затраты на 10%. Тогда
при первоначальном объеме реализации
прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб.
и составить (53 + 5,3) 58,3 млн руб., а постоянные
издержки - (53 млн руб. + 47,7 млн руб.) 100,7
млн руб. Объем реализации, на который
может пойти хлебозавод при сохранении
прежней прибыли (53 млн руб.), составит:
:Ц=
:2860
= 95,2 тыс./шт.
Эти расчеты можно оформить так, как показано в табл. 7.
Таблица 7. Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%
Показатели |
Первоначальный объем, 100 000 тт. |
Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт. |
||
Выручка от реализации | ||||
Переменные расходы | ||||
Валовая маржа | ||||
Постоянные расходы | ||||
Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага:
F
=
=
=
2.
Это означает, что если хлебозавод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна (М = 10x2) 20%. Проверим полученный результат:
новая выручка при увеличения объема на 10% составит:
(286+ 28,6) = 314,6;
переменные расходы (180 + 18) = 198,0;
валовая маржа = 116,6;
постоянные расходы = 53,0;
Прибыль равна 63,6.
Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 - 53), т.е. на 20% (10,6: 53 х 100).
На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влиянии на прибыль, получаемую хлебозаводом.
Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 88%; 10-процентное изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.
В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.
R
n
=
=
x
100 = 156,8 млн.руб.
Q
n
=
=
548
шт.,
гдеИ пост - постоянные расходы, тыс. руб.,
R n - пороговая рентабельность, млн руб.,
Q n - пороговый объем реализации, шт..
а пр - процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручки от реализации, проц.,
Ц - цена батона, руб.
Запас финансовой прочности в этом случае составляет: 3 пр = (В р - R n) = 286 млн руб. - 156,8 млн руб. = 129,2 млн руб., или почти 45% выручки (129,2: 286).
Как видим, хлебозавод имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему безбоязненно оперировать факторами, влияющими на ее величину. Вданном случае руководство хлебозавода должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.