Конспект НОД в старшей группе по теме:

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам

«Четыре времени года»


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».


Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.


Задачи:
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.


Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.


Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками;

картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).


Ход НОД:

Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся.

Здравствуйте, гости дорогие!

Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это?

Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка).

Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето.

Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга.

Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей).

Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).


-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.

Четыре времени года проходят, значит проходит …(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)


- Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега навалило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? А зима какая?

Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.


Что на ней изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках.


Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.


Звучит в записи шум ветра, вьюги.

Что это ребята? Это зимняя вьюга.

На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у)

Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки.

Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко

(выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо.

С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года?

Никита, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)


-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.


Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.


Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.


А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
- Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
- Солнце жаркое как (костер, огонь …)


Лера М., загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)


Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.


Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний»

(дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)


- Ульяна, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)


- Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года, по нашей таблице.

Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
- Кто расскажет про осень по схеме?

Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?


- Давайте поиграем в игру «Назови домик».

Как называется дом у белки (дупло) , лисы (нора), медведя (берлога),

волка (логово), птиц (гнездо).


- Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Я думаю, что теперь ему будет понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)


Итог:
Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона?

Сколько всего времен года?

С какого времени года начинается новый год?

Назовите соседей зимы.
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.


Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.


Список используемой литературы:
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет; Творческий центр Москва «Сфера» 2010
- «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О.С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005
- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»; Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Бицура
НОД в подготовительной группе «Составление рассказа «Времена года»

МДОУ «Детский сад № 2 г. Черемхово»

Открытое мероприятие тьютерского сопровождения

«Современные стратегии реализации ФГОС ДО»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе

по теме :

Составление рассказа «Времена года »

Задачи :

Формировать умение составлять рассказы по моделям с последовательно развивающимся действием с применением сложных предложений.

Побуждать детей к самостоятельности суждений в рассказах .

Систематизировать представления о временах года путём сравнения и анализа.

Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, развивать воображение и самостоятельность при создании образов во время восприятия музыкальных произведений.

Развивать самостоятельностьв объединениив подгруппы для решения поставленных воспитателем задач. Воспитывать организованность, саморегуляцию.

Формироватьспособность к анализу результатов деятельности других детей

Оборудование для педагога :

Презентация «Времена года » , мультимедийная установка, компьютер, аудиозапись «Времена года » , карта Мира, письмо.

Оборудование для детей :

Фломастеры, карточки с особенностями времен года , фишки зеленого, желтого, синего, коричневого и оранжевого цвета.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, книгах о континентах и разных стран, чтение рассказов разных стран , просмотр детьми телепередач (дома с родителями) по каналам : «Дискавери» , «Планета» и др. о жизни людей разных рас, беседы с детьми о странах и континентах.

1. Вводная часть (мотивация и целеполагание)

Ребята, сегодня нам пришло электронное письмо.

1 слайд : (Письмо)

Как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей ) .

Почему вы так считаете? (ответ)

Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон.

2слайд : (Негретенок)

А еще он прислал нам фотографии с изображением природы

3и 4, 5 слайд : (Природа Африки)

Ребята, а как вы думаете, зима в Африке бывает?

Оказывается там бывает и зима, и осень, и весна, но в любое время года жарко , зимой не бывает снега, осенью листья с деревьев не опадают.

Так вот Джон и никогда не видел русской зимы, весны и осени,

так как там постоянно жарко.

Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с особенностями наших сезонов года .

Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года

2. Основной (создание проблемной ситуации)

Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей ) .

Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеоролик по интернет-почте. Согласны?

Давайте попросим Ю. В. стать видеооператором.

6 слайд : (Круглый год)

Назовите сезонные изменения круглого года ?

Четыре времени года проходят , значит проходит (один год)

7слайд : (4 времени года )

Как вы думаете, почему зима отмечена синим цветом?

Весна – зеленым цветом?

Лето – красным цветом?

Осень – желтым цветом?

Подумайте о каком времени года вы будете рассказать Джону , выберите фишку, соответствующую этому времени года и найдите на столе карточку с эти цветом.

Лиза о каком времени года ты будешь рассказывать ?

Света, а ты о каком времени года будешь рассказывать ?

У вас на столах модели к временам года .

Составьте рассказ о своем времени года с помощью этих моделей.

Не забудьте, что в начале рассказа нужно назвать время года .

В середине рассказать об особенностях времени года .

И в конце выскажите свое отношение к этому времени года .

А в пустые клеточки вы можете подрисовать, что бы вы еще хотели добавить об этом времени года .

Составление рассказов с использованием мнемотаблиц

О весне – 1 ребенок рассказывает , другие добавляют

О зиме – 1 начинает, 2 продолжает, 3 заканчивает

Физминутка :

«Солнце спит и небо спит»

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)

Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Об осени -1 начинает, 2 заканчивает, другие добавляют

О лете - 1 ребенок рассказывает , другие добавляют

3. Заключительная часть

Ребята мы сегодня составили много рассказов Джону о временах года .

Понравился ли вам рассказ об осени ?

Если да – поднимите веселого смаилика,

Если нет - поднимите грустного смайлика.

Что понравилось в рассказе ?

Понравился ли вам рассказ о зиме ?

Почему ты поднял этого смайлика?

Что понравилось в рассказе ?

Понравился ли вам рассказ о весне ?

Почему ты поднял этого смайлика?

Что понравилось в рассказе ?

Понравился ли вам рассказ о лете ?

Почему ты поднял этого смайлика?

Что понравилось в рассказе ?

Д/и «Я чувствую, я ощущаю»

Ребята, я вам предлагаю отправить Джону еще один сюрприз, сделать наше письмо еще и музыкальным.

Закройте глаза, послушайте музыку.

Что вы ощущаете?

Какое время года вам напоминает эта музыка?

Расскажите нам о своих ощущениях.

И так отправляем письмо с нашими рассказами Джону , будем ждать от него ответ.

Публикации по теме:

У многих из нас возникает вопрос, как можно познакомить детей со всеми временами года за короткий промежуток времени? И так как детки у.

Цель: 1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей; 2. Учить наблюдать за сезонными явлениями.

НОД. Составление рассказа по картинам «Домашние животные» Задачи: -связная речь:учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события;учить оценивать содержание.

Татьяна Казакова

Цель : учить составлять описательный рассказ о времени года - весна .

Задачи :

1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Закрепить навыки образования прилагательных.

4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

План составления рассказа :

1. Какое время года наступило ? Какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май)

2. Какое весной солнце ? Греет ли оно?

3. Что происходит весной со снегом ?

4. Что происходит с деревьями с наступлением весны ? (Деревья оживают, набухают почки, распускаются листья)

5. Что происходит с цветами, травой с наступлением весны ? (Появляются первые цветы, зеленеет трава и т. д.)

6. Что происходит с птицами с наступлением весны ? (Прилетают перелетные птицы, весной птицы выводят птенцов)

7. Какие изменения происходят в жизни животных весной ? (Медведь, еж, пробуждаются ото сна, весной у животных появляются детеныши)

8. Каков труд людей весной ? (люди перекапывают землю, высаживают овощи и т. д.)

9. За что ты любишь весну ?

Примерный рассказ :

Наступила весна . Весенние месяцы это март, апрель, май. Весной солнце пригревает . Снег начинает таять, появляются проталины. Деревья весной оживают , на ветках набухают почки, затем из почек появляются листики. Из под снега появляются первые цветы – подснежники, трава зеленеет. Весной прилетают птицы – грачи, ласточки, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. Медведь просыпается от зимней спячки. Люди весной высаживают овощи , убирают мусор после зимы. Я люблю весну за то , что она теплая.

Публикации по теме:

Много я смотрела на лэпбуки разной тематики, и решила создать для своей подготовительной группы Дидактическое пособие "Времена года" (Комплект.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицы» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей устанавливать логические связи в развитии сюжетной линии 2. Обобщать накопленные.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

Цель: учить составлять описательный рассказ о доме. Задачи: 1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Времена года это четыре удивительных сезона, каждый неповторим и очарователен по-своему. Пробуждающая живой мир весна, благоухающее лето, грациозная осень и суровая зима. Природа во все времена года невероятно красива, словно сказочная принцесса, примеряющая разные одежки.

Какая бы не была погода во дворе, будь-то дождливая, ненастная или жаркая, она передает настроение и краски своего сезона. Поэтому если посмотреть за окно по другому, то не взирая на дождь или мокрый снег, хочется радоваться и ценить ту возможность, которую нам дарит природа, сменяясь по временам года.

Весеннее пробуждение

Весной природа пробуждается после долгого зимнего сна: с каждым днем становится теплее, все вокруг зеленеет буквально на глазах, а в лесу все чаще можно встреть животных и услышать радостное щебетание птиц. В начале весны снега уже мало, но пасмурных дней все же хватает.

Появление подснежников означает, что весна полностью вступила в свои права. Вот уже постепенно теплеет, солнечных дней становится больше, вскоре мелкий дождик начинает поливать расцветающие деревья. Все с большим нетерпением ждут первой майской грозы, которая извещает о том, что наступило теплое и солнечное лето.

Зеленое летнее царство

Летом луга покрыты пахучей растительной скатертью, а сады радуют буйством красок - все вокруг превращается в зеленое летнее царство. Именно в это время года природа показывает все свое богатство. А летняя ночь - особая пора, когда можно наслаждаться далекими звездами, засыпая под открытым небом.

Высокая температура воздуха и палящее солнце вынуждают людей искать тенечек под величественными кронами деревьев. Несущий кратковременное облегчение летний дождь позволяет увидеть настоящее чудо природы - радугу. Но начинающие понемногу желтеть листья уже сообщают, что впереди осень.

Хмурая осень

Осень - хмурая пора, когда совсем не хочется выходить из дома из-за постоянных дождей. Погода в это время года постоянно меняется: вот над головой светит яркое солнце, а через мгновение небо затянули густые облака - начался ливень.

Но все же осенью природа невероятно прекрасна, ведь золотые листья, падающие с деревьев, создают удивительную атмосферу. С интересом можно наблюдать за птицами, которые улетают зимовать в теплые края, и за животными, готовящимися к спячке. Все хорошо, пока осенний лес расписан золотыми красками, но вскоре оголенные деревья с грустью отмечают, что скоро наступит зима.

Суровые правила зимы

Зима - настоящая снежная королева: она покрывает все вокруг пушистым снегом, доставляющим немало радости. Но у этого времени года свои суровые правила, с которыми приходится считаться: длительные вьюжные ночи сменяются короткими несолнечными днями. Зимой природа становится безмолвной - животные пребывают в спячке, даже щебетание птиц не услышать.

Но все же в это время года природа по-своему прекрасна: белая пушистая скатерть простилается на многие километры, снег хрустит под ногами и лежит на ветках деревьев словно белая подушка. Но уже скоро зажурчат ручьи и пробьются подснежники, как весточка о скорой весне.